Учет СКЗИ в электронном виде

Можно ли вести учет СКЗИ в электронном виде? Какие требования при этом предъявляются?

Требования к учету

После двадцатилетнего юбилея инструкции ФАПСИ №152 требованиями про учет СКЗИ уже никого не удивишь. Кратко: все перемещения СКЗИ между различными организациями — участниками процесса (и даже собственными сотрудниками) должны логироваться. Более подробно процесс учета описан в статье моего коллеги на хабре.

К реализации требований по учету все подходят по разному — кто-то действительно ведет журнал в бумажном виде, кто-то — табличку в excel, которую распечатывает «при необходимости» (за час до прихода проверяющего). В некоторых организациях используются самописные системы учеты, а иногда специализированные продукты.

В статье рассмотрены несколько вариантов ведения журналов учета в электронном виде, а также мнение регулятора на этот счет (читайте до конца).

Варианты оцифровки

Менеджмент безопасности от Imbasoft

Менеджмент безопасности — это специализированная конфигурация для платформы 1С:Предприятие 8. Авторскими правами обладает imbasoft.ru, продукт бесплатный при использовании по назначению (freeware).

Отличный бесплатный вариант для работы в паре с 1С.

X-Control от Spacebit

X-Control — коммерческий продукт, предназначенный специально для тех, кто хочет оцифровать учет СКЗИ. Работа администраторов осуществляется через веб-интерфейс.

На сайте продукта есть маркетинговые материалы, которые наглядно демонстрируют сложности учета.

Жизненный цикл СКЗИ в теории
Жизненный цикл СКЗИ в теории
Жизненный цикл СКЗИ на самом деле
Жизненный цикл СКЗИ на самом деле

Реализация в виде отдельной системы требует множества интеграций: с 1С для актов поступления продуктов на баланс, с AD/УЦ — для учета пользовательских СКЗИ. И тут могут быть свои нюансы. Продукт активно развивается, есть возможность тюнинга под заказчика.

Avanpost PKI от Avanpost

Avanpost PKI — это система управления элементами инфраструктуры открытых ключей. Продукт разрабатывался для связки с удостоверяющим центром и поэтому больше нацелен на пользовательские СКЗИ.

Реализовано множество интеграций — с различными УЦ, производителями токенов, кадровым системами.

В продукте есть шаблоны различных актов, напоминалки об окончании срока действия ключевой информации, а также сертификатов ФСБ. Информацию из базы данных можно распечатать в формате, указанном в инструкции ФАПСИ.

При наличии в организации собственного удостоверяющего центра Avanpost PKI отлично подойдет, чтобы организовать учет СКЗИ. При отсутствии — выглядит довольно громоздким.

Альфа-Док и ИТ-Коннектор

Альфа-Док — продукт для управления процессами ИБ с упором на комплаенс.

Альфа-Док
Альфа-Док

Он позволяет автоматизировать разработку и актуализацию документации, вести журналы учета СКЗИ, мониторить сроки действия сертификатов ФСБ.

Альфа-Док
Альфа-Док

ИТ-Коннектор — платформа для поддержки процессов жизненного цикла информационных систем. Особенно это актуально для организаций, которые централизованно приобретают СКЗИ для последующей передачи подведам или предоставляют услуги с СКЗИ своим клиентам. Продукт существенно упрощает работу Органа Криптографической Защиты (ОКЗ) таких организаций.

Реализована система заявок от подведов к головной организации на различные действия с СКЗИ. Журналы учета можно вести в электронном виде, далее экспортировать в формат для печати или подписать электронной подписью.

ИТ-Коннектор
ИТ-Коннектор

КИТ-Журнал

КИТ-Журнал для меня продукт новый, узнал про него совсем недавно. Разработкой занимается компания КИТ-Дистрибуция из Екатеринбурга. Специализация компании — автоматизация процессов в различных областях, акцент на оцифровку журналов.

КИТ-Журнал
КИТ-Журнал

Помимо журналов поддерживаются и другие смежные сценарии. Например, проведение инструктажей пользователей по работе с СКЗИ. Поддержка ЭП — на борту.

Ответ регулятора

Учитывая возраст инструкции ФАПСИ, довольно часто возникают вопросы о возможности ведения журналов учета в электронном виде. Для ясности запросил разъяснение регулятора по этому поводу.

Учет СКЗИ в электронном виде

Таким образом, ведение журналов в электронном виде возможно с применением усиленной квалифицированной ЭП. А еще систему, которая реализует учет СКЗИ, нужно бекапить 🙂

Данные требования при желании можно реализовать на любой из указанных выше систем.


Продолжение в следующей заметке Учет СКЗИ: еще системы

Поделиться:

5 thoughts on “Учет СКЗИ в электронном виде

  • 22.12.2021 в 08:04
    Permalink

    Добрый день, Александр!
    Вы сами какое ПО выбрали бы и порекомендовали, тем кто только собирается перейти с бумажных журналов на электронные?

    Ответ
    • 22.12.2021 в 09:30
      Permalink

      Добрый день!

      Однозначного ответа нет, так как очень много факторов, которые повлияют на выбор.

      В минимальном случае я бы посмотрел в сторону плагина/доработки 1С или excel с макросами.
      В максимальном — систему, у которой больше всего интеграций с существующей инфраструктурой.

      Ответ
  • 23.12.2021 в 09:20
    Permalink

    Подскажите еще такой вопрос, может раскрыть этот вопрос в отдельной статье, в связи с поправками в ФЗ-63 «Об электронной подписи» с июля 2021г процедура получения ЭЦП изменилась, теперь сотрудники сами получают их в УЦ и в ФНС, (по доверенности не выдают) а не как раньше было, ответственный сотрудник организации получал по доверенности и, отмечал у себя в журнале и выдал сотрудникам под роспись. Теперь надо расписываться сотруднику о выдаче или нет? И каким образом могут помочь все выше перечисленные программы, возможно их необходимость пропала уже?

    Ответ
    • 10.03.2022 в 18:41
      Permalink

      Вести учет внутри организации все равно придется. Только теперь децентрализовано (

      Ответ
  • 04.04.2022 в 13:48
    Permalink

    Добрый день.
    Учет внутри организации ЭЦП выданных на юр. лицо действительно нужен.
    А как быть с ЭЦП выданных на физ. лиц? Они подлежат учету? Эти ЭЦП используются сотрудниками как в информационных системах предприятия так и в личных целях.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *