vipnetИмпортозамещениеконтинентМинцифра

Криптошлюзы со статусом ТОРП

Введение

История с реестрами началась на волне импортозамещения в 2014-2015 годах. Для софта был сформирован Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которым занимается Минцифра. С начала 2016 года госструктурам стало запрещено закупать иностранное ПО при наличии аналогов в реестре. Причем достаточное количество наименований ПО из реестра можно приобрести только в комплекте с соответствующей аппаратной платформой. А есть ли вариант собрать бандл: отечественный софт на отечественной платформе? И как определить — отечественная ли платформа? Индикатором в этом случае является наличие статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

Реестр состоит из двух частей:

  • Радиоэлектронное оборудование – в этой части может быть всё, что угодно: холодильники, светильники, тонкие клиенты, резисторы и т.д.;
  • Телекоммуникационное оборудование — базовые станции, коммутаторы, маршрутизаторы и т.д. – тот самый ТОРП.

Основной документ, регламентирующий вопросы ТОРП – это Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Формирование и ведение реестра поручено Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. Актуальный перечень размещен на общедоступном ресурсе.

Что нужно, чтобы попасть в реестр?

Для включения в реестр производитель должен подать заявку. Требования предъявляются как к заявителю, так и к продукции.

Заявитель

  • Налоговый резидент РФ, отсутствует преобладающее иностранное участие;
  • Является разработчиком программного обеспечения, используемого в телекоммуникационном оборудовании, и (или) обладает исключительными правами на такое программное обеспечение либо правом использования программного обеспечения, предоставленным по договору;
  • Заявителем обеспечивается полный цикл тестового и сервисного сопровождения телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, используемого в его составе, на территории РФ;
  • Заявитель является разработчиком конструкторской (включая архитектурное решение по разработке телекоммуникационного оборудования, схему принципиальную электрическую, шаблон печатных плат электронных блоков для телекоммуникационного оборудования), программной, эксплуатационной и технологической документации на телекоммуникационное оборудование и (или) обладает правами на такую документацию в объеме, достаточном для его производства, модернизации и развития.

Продукция

Требования к продукции представлены в совместном Приказе Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2011 г. N 1032/397:

  • Телекоммуникационное оборудование, указанное в заявлении о присвоении статуса, имеет сертификаты соответствия или декларацию;
  • Уровень локализации характеризуется результатами выполненных заявителем на территории РФ работ и следующих технологических операций:
    • B1 — изготовление плат печатного монтажа для электронных блоков;
    • B2 — монтаж элементов на платы печатного монтажа, электронных модулей и финишная сборка оборудования;
    • B3 — изготовление механических деталей и корпусных элементов;
    • B4 — программирование, функциональное тестирование электронных блоков и изделия в целом (наиболее весомый пункт).
Приказе Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2011 г. N 1032/397

Уровень локализации производства телекоммуникационного оборудования (далее — Уровень локализации) рассчитывается по следующей формуле:

Расшифровку переменных формулы можно посмотреть тут.

Рассмотрение заявок на включение в реестр осуществляется Межведомственным экспертным советом, организованном на базе ФГУП МКБ Электрон.

МКБ Электрон

Заседания совета происходят приблизительно один раз в квартал, заявку нужно подать не менее чем за месяц до заседания. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы представленных заявителем документов часть экспертного совета может организовать выездную проверку непосредственно на производство.

Преимущества для товаров из реестра

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или аукциона, заявки с оборудованием из реестра получают преференции в цене в размере 30%.


2.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.


3.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.


4.1. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.


Обход

Конечно же не всегда есть возможность использовать оборудование из реестра. И на этот случай в п.4 и 5 Постановления Правительства №878 есть оговорка, которая действует до 01.09.2021.

Если в реестре отсутствует продукция необходимого функционального назначения или продукция из реестра не соответствует функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, то заказчик может подготовить обоснование для приобретения продукции не из реестра.

В обосновании нужно рассмотреть оборудование из реестра с аналогичным функциональным назначением, при этом указать параметры, которые не соответствуют требованиям к объекту закупки. Такую формулировку можно интерпретировать как анализ заказчиком всего оборудования необходимого класса в реестре.

На практике обычно указывается специфическая техническая характеристика или необходимость совместимости с ранее приобретенным оборудованием. Посмотрим, как изменится ситуация после 1 сентября 2021 года.

В реестр раз и навсегда?

Подтверждение статуса оборудования осуществляется ежегодно (плановое подтверждение), а также в случае изменения уровня локализации производства (п.40 Постановления Правительства №878).

При выявлении недостоверной информации оборудование может быть исключено из реестра и лишено статуса ТОРП.

Сейчас в реестре довольно много оборудования со статусом «Не подтвержден» и «Не действителен».

Криптошлюзы со статусом ТОРП

По состоянию на конец марта 2021 года в реестр входят следующие криптошлюзы:

  • Континент IPC-R10, IPC-R50, IPC-R300 и IPC-R550,
ТОРП Континент
  • ViPNet Coordinator HW1000 (Q7), а также IG10 I1, IG10 I2, IG100 I1 (в прайс-листе позиции HW1000 (Q7) и IG10 I2 отсутствуют),
ТОРП ИнфоТеКС
  • Сервисный маршрутизатор ESR-100-Н/200-Н/1000-Н.

Остальные производители в ускоренном режиме рассматривают варианты перехода с зарубежных аппаратных платформ на отечественные и условно-отечественные.

Судя по всему, они будут существенно дороже зарубежных аналогов.

Резюме

Ранее производители криптошлюзов уже прошли путь по добавлению своих продуктов в реестр отечественного ПО Минцифры. Это прошло относительно легко, так как ПО действительно собственной разработки.

А вот с соответствием продукции статусу ТОРП все сложнее. Ни один из производителей криптошлюзов самостоятельно не производит аппаратные платформы. Если ранее работала связка: зарубежная аппаратная платформа + АПМДЗ (или модифицированный BIOS) + собственное ПО, то теперь подход с аппаратными платформами придется пересмотреть. Срочно нужны партнеры, производящие аппаратные платформы на территории России. В лучшем случае для получения «проходного балла» необходимы принципиальные схемы платформ и локальное корпусирование. Такое оборудование уже производят Kraftway, Aquarius и DEPO, некоторые модели даже включены в реестр.

При этом нужно понимать, что производственная цепочка отечественных платформ еще не устоялась. Если китайцы в этом смысле (с поправкой на их Новый Год) работали весьма оперативно, то у нас всё «под заказ».

Добавляем сюда сертификацию ФСТЭК. В требованиях к межсетевым экранам типа «А» есть привязка к аппаратной платформе. Эту сертификацию зачастую проходят криптошлюзы, чтобы заказчик мог выполнить требования ФСТЭК и ФСБ одним устройством. А в Приказе ФСТЭК №76 о требованиях к уровням доверия явно указана необходимость включения в единый реестр российской радиоэлектронной продукции для УД5 и УД4:

12.2 <…> Сведения об аппаратной платформе средства должны быть включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (для УД5 и выше, вступает в силу с 1 января 2022 года).

12.3 <…> Сведения о процессорах или микросхемах, выполняющих функции процессоров (микроконтроллеры), элементах памяти, сетевых картах, графических адаптерах аппаратной платформы средства должны быть включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (для УД5 и выше, вступает в силу с 1 января 2028 года).

Таким образом, джентельменский набор криптошлюза в 2022 году будет выглядеть следующим образом:

  • Сертификат ФСБ России на СКЗИ,
  • Сертификат ФСТЭК России на МЭ тип «А» (с УД),
  • Включение в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных,
  • Статус ТОРП в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции,
  • Сертификат ФСБ России на МЭ – опция,
  • Сертификат ССС – опция.

Общий тренд рынка – переход на отечественные аппаратные платформы. Стратегически снижение зарубежного влияния на процесс производства оборудования повысит его безопасность. Сроки перехода весьма сжатые, говорить о массовой замене не приходится. Ясно одно – аппаратные платформы подорожают, скоро узнаем во сколько это обойдется бюджету.


Поделиться:

5 комментариев для “Криптошлюзы со статусом ТОРП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *