Обновлено Постановление Правительства №313
Постановление Правительства №313 (далее ПП313) — один из основополагающих документов в области российской криптографии, который освещает вопросы лицензирования. Даже небольшое изменение такого документа — это уже событие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2198 вносятся изменения в Постановление Правительства №313. Их условно можно разделить на две группы — связанные с адресами в лицензии и с выдачей дубликатов/копий/выписок лицензий. Вторая группа менее интересна, а вот первую стоит изучить более детально.
Заметка про адреса в лицензии по мотивам обращения за разъяснениями в ЦЛСЗ ФСБ была совсем недавно. В ней рассматривался вопрос возможности осуществления отдельных видов деятельности лицензиата вне адресов, указанных в его лицензии ФСБ. Теперь в ПП313 появилось следующее дополнение:
9. Выполнение работ и оказание услуг, указанных в пунктах 12-15, 17, 18 и 20-24 перечня, не по адресу места осуществления лицензируемой деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.
Обратимся к перечню, чтобы посмотреть что указано в этих пунктах:
Итого видим три функциональных блока: монтаж, ремонт и обслуживание, а также передача.
Монтаж
Классическая работа лицензиата-интегратора обычно проходит на объектах заказчика. В этой связи, выглядит логичным, что работы по п.12-15 могут проводиться вне адресов, указанных в лицензии, поскольку никому не придет в голову под каждого нового заказчика менять лицензию.
Зачастую оборудование предварительно настраивается на объекте лицензиата, указанному в лицензии, а далее устанавливается и донастраивается уже на объекте заказчика. Дополнение выглядит логичным.
Ремонт и обслуживание
Ремонт и обслуживание – это п.16 -20. Очевидно, что п. 16 Ремонт шифровальных (криптографических) средств и п. 19 Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов в дополнении не указаны в силу того, что есть ограничения к лицензиату по допуску к государственной тайне (ПП313, пункт 6, подпункт г).
Явное выведение работ по п.17-18 из-под обязательства осуществлять их только по месту расположения лицензиата, позволит существенно упростить процедуры обслуживания на месте. Периодически нужно проводить с оборудованием ряд локальных регламентных работ. Демонтировать и везти его для этого в офис лицензиата, а потом обратно — явное усложнение процесса работ, а поэтому п.20 весьма кстати.
Передача
Казалось бы очевидный пункт. Или раньше подразумевалось, что всегда осуществляется самовывоз с доверенного склада лицензиата? Передавать конечно же проще по месту расположения заказчика.
Услуги
Почему-то в дополнение не попали пункты про услуги:
- Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
- Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
- Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
Есть мнение, что управление услугой должно осуществляться с объекта лицензиата, указанного в лицензии, а объекты заказчика, на которых он получает услугу, достаточно указать в договоре.
Резюме
С одной стороны: уточнение неоднозначных пунктов — правильный и нужный путь. С другой — очень жаль, что нет изменений по другим спорным моментам. Например, логично было бы указать перечень работ, которые можно выполнять только по адресам, указанным в лицензии. Надеюсь, что такие изменения появятся при корректировках, связанных с выдачей лицензий в онлайн-формате.
Очень интересная статья!